Мы размещаем мастер классы по теме Авто и мото- техника, собранные из свободного доступа Интернета с обратными ссылками на ваши сайты. Если вы не хотите, чтоб ваши схемы, модели, поделки и прочие авторские материалы из категории Авто и мото- техника были размещены на сайте, воспользуйтесь формой обратной связи и мы их удалим. С уважением.
Автомоделирование. Чертежи. Мастер класс - часть 2
06.12.2012, 18:53
Если то, что вы получили у себя отличается от того, что мы видим выше, тогда нужно проверить правильно ли были выделены грани и если нет, то переделать. Это как правило самая распространенная ошибка. На самом деле эта операция с гранями не такая уж и сложная, главное понять принцип, по которому делаются фаски. Но это того стоит (рис. 47).
рис. 47
Для того чтобы еще раз повторить построение фасок сделаем боковые двери. Начнем с передней. Выделим полигоны, ограниченные габаритами двери, выполним команду Detach и спрячем Unselected элементы. В результате на экране останется только дверь. После этого выделяем вершины левой стороны и смещаем их вправо на 5 мм. (делаем щель между крылом и дверью), затем тоже для правой сторона, с той лишь разницей, что смещаем вершины влево и на половину величины зазора, (вторая половина будет за счет сдвига задней двери). Затем выделим грани по периметру и скопируем их с шифтом внутрь, после чего выделяем грани на ребрах двери и применяем Chamfer с величиной Chamfer Amount равным 1. Те же операции проводим и для задней двери. То, что должно получиться смотрите на рис. 48, 49.
рис. 48
рис. 49
После того как мы закончили с дверями, перейдем к моделированию капота. На самом деле совсем не обязательно вести построение в той последовательности, в которой это делал я. Главное чтобы ваша последовательность построения модели была логически оправдана (ведь не станете же вы делать ручки дверей, не имея самих дверей).
Итак, капот. Здесь все просто. Опять же наращиваем полигоны, придерживаясь геометрии автомобиля. Через весь капот проходит характерный излом и для правильной передачи формы нужно его повторить, используя фаску. В местах расположения фары и решетки радиатора оставляем проемы (позже их будем строить отдельными элементами). На рис. 50, 51 видны линии построения, а на рис. 52 то, что должно быть, если все будет выполнено правильно.
рис. 50
рис. 51
рис. 52
Теперь, когда мы научились делать фаски, пришло время применить эти знания на капоте и элементе кузова, ниже фары.(рис. 53).
рис. 53
Следующим шагом будет построение решетки. Для этого нужно выделить сплайны, по периметру оставленного нами отверстия (для этого использовать уровень подобъектов Border) и применить к ним Cap. Это создаст полигон, закрывающий дыру. После этого нужно сделать его как отдельный элемент (команда Detach). Далее переходим на уровень подобъектов Polygon и активируем вновь созданный полигон (рис. 54) и применяем к нему последовательно 4 операции Bevel со следующими параметрами: I. Height- 3, Outliner Amount- -3, II. Height- 0, Outliner Amount- -15, III. Height- -3, Outliner Amount- -3, IV. Height- -15, Outliner Amount- 0. После этого нужно совсем немного уточнить положение точек в правом верхнем углу (там обводка немного расширяется). И если вы все сделали правильно, то результат должен быть как на рис. 55. А после добавления боксов в качестве вертикальных перегородок решетки получим окончательный вид (рис. 56)
рис. 54
рис. 55
рис. 56
Теперь займемся построением двери багажника. Здесь все просто: построение ведется путем наращивания полигонов от крыла до середины автомобиля (рис. 57, 58)
рис. 57
рис. 58
Сделав ее как отдельный элемент (команда Detach), достроиваем толщину двери (как описано выше на примере порога и боковых дверей) и небольшой элемент над номером (можно сделать как отделный объект из бокса) получим (рис. 59)
рис. 59
Сейчас перейдем к построению крыши, лобового стекла и стекла двери багажника. Здесь так же нет никаких проблем - просто достраиваем полигоны от краев до середины (рис. 60). Стоит еще раз напомнить о том, что все построения контролируются на фронтальном виде и виде слева. Крыша, стекла и часть крыши, примыкающей к двери багажника, строятся как отдельные элементы.
рис. 60
После построения крыши задача у нас будет немного посложнее - нам понадобится построить хромированную окантовку верха дверей. Наверняка можно это сделать и другим способом, но я сделал ее путем построения по сплайнам. Для этого я выделил ребра по периметру примыкания окантовки к крыше, затем сконвертировал их в сплайны, применив Create Shape From Selection, после чего к полученному сплайну применил Outline с величиной 25. То, что получилось можно у видеть на рис. 61.
рис. 61
Сконвертируем полученный сплайн в Editable Poly (операция описана в начале урока), после этого сделаем разрывы геометрии в местах стыковки дверей, а затем придадим окантовке толщину (опять же не буду повторяться т.к. все подробно описано выше). То, что у меня получилось можно у видеть на рис. 62.
рис. 62
В качестве стоек я использовал боксы; просто придал им нужную форму немного передвинув вершины. (рис. 63).
рис. 63
А сейчас давайте попробуем перейти к более сложной задаче - построении бокового зеркала. Сложность ее состоит в том, что нужно очень четко себе представлять форму, которую нужно моделировать, а информации по ней (я имею в виду фотографий) недостаточно. Ну что ж попробуем разобраться.
При построении зеркала я использовал примитив Box, с двумя дополнительными гранями по вертикали, одной вдоль и одной по горизонтали. Затем я сконвертировал его в Editable Poly и все дальнейшие построения вел путем применения Bevel и перемещения вершин. Там, где было необходимо, я добавлял ребра, углы закруглял с помощью фасок. Само зеркало я сделал как отдельный элемент, что позволило получить ровную плоскость. Элемент, к которому крепится зеркало, был сделан из самостоятельного бокса с последующим приаттачиванием его к зеркалу. Все это можно увидеть на рис. 64-65 и 66-67.
рис. 64-65
рис. 66-67
Достраиваем стекла боковых дверей. Для этого построим примитив Plane (для открывающихся дверей я сделал отдельные плоскости), а затем уточним положение вершин в трехмерном пространстве (рис .68).
рис. 68
Сейчас построим задний фонарь и фару. Т.к. строятся эти элементы аналогично, то и описывать я буду только построение фонаря. Для этого я использую один из двух способов: либо строю новую плоскость с количеством разбиений, соответствующих примыкающей геометрии (с тем, чтобы выставить вершины в местах расположения вершин примыкающей геометрии (в частности крыла и багажника)) или выделяю ребра на крыле и багажнике с тем, чтобы в дальнейшем выделить их в сплайн, а уже из сплайна построить геометрию (метод был описан на примере построения окантовки двери). Второй метод хорош в том случае, когда геометрия вокруг строящегося объекта достаточно сложна и может вызвать затруднения с расположением вершин. Задний фонарь я строил из двух элементов. После того, как построил геометрию, я придал ей толщину (как и прежде, выделив ребра по периметру и скопировав их вглубь авто на 20 мм) и для закругления сделал фаску (рис. 69).
рис. 69
Для построения переднего бампера я использовал метод наращивания геометрии, путем построения новых полигонов, начиная от арки. Для начала построение велось путем создания общей формы (рис. 70) с последующим уточнением элементов бампера и разбиением его на отдельные части (рис. 71).
рис. 70
рис. 71
Решетка, расположенная внутри бампера строилась как отдельные боксы. Плашка под номер - это слегка модифицированный бокс (рис. 72).
рис. 72
К сожалению, трудно подробно описать построение бампера лишь только по одной причине - оно состоит в основном из построения полигонов и уточнения их положения в пространстве. Этому сложно научить на словах - нужно постичь этот метод практически (собственно на этом и построено моделирование всего автомобиля).
По аналогии с передним бампером строится и задний. В нем меньше деталей, следовательно, если вы построите передний, то задний смоделировать не составит труда. Ниже, на рис. 73, показана схема расположения полигонов, из которых и состоит бампер.
рис. 73
Прежде чем приступить к построению мелких деталей автомобиля, нужно смоделировать арки и днище кузова. Для этого выделяем ребра, находящиеся по краям крыла и вытягиваем их где-то на 1/5 от общей ширины автомобиля. Затем строим, копируя ребра, днище. И, наконец, заполняем торцы арок треугольниками (я их строил вручную, хотя наверняка можно просто "закрыть" их, применив Cap). Днище и арки присутствуют как отдельный элемент (рис.74)
рис. 74
Перейдем сейчас к построению дверных ручек.
Для информации. Такие детали как дверные ручки, крышка бензобака, я моделирую двумя способами: первый - это построение сплайна нужной формы и затем при помощи ShapeMerge спроецирую его на геометрию. Таким образом, геометрия становится "порезанной" для дальнейшей модификации. Этот метод хорош, когда та плоскость, которую нужно "порезать" не имеет большого количества разбиений, иначе появляется избыточное количество точек. Второй вариант - это когда все построения контуров делаются за счет разрезания полигонов и манипуляции вершинами.
В нашем случае подойдет именно второй способ. И начнем мы с построения сплайна по форме будущей ручки двери. Конечно, можно этого и не делать, но, построив сплайн, что не отнимет много времени, можно визуально разместить его в месте будущей ручки и уточнить ее форму. Затем, по форме сплайна делаем разрезы полигонов, на которые он проецируется (рис. 75).
рис. 75
Затем достраиваем минимально необходимое количество ребер и вершин для того, чтобы получить закругленные края. На рис. 76 вы можете увидеть, что получилось у меня после того, как я выделил в отдельный элемент внутреннюю часть ручки и спрятал ее для того, чтобы проще было работать с оставшимися вершинами. На рис. 77 тот же элемент, но на виде под углом.
рис. 76
рис. 77
Далее все как обычно: выделяем ребра по периметру отверстия, копируем их внутрь, а на ребрах, образующих угол, делаем фаску величиной 1. После этого переходим к моделированию самих ручек. Здесь также используется метод копирования полигонов с последующим построением фаски по ребрам, образующим прямой угол. Единственное, что нужно сделать прежде, так это разделить внутреннюю часть ручки на две части (как это существует в реальной машине). На рис. 78 показано как выглядит геометрия внутренней части ручек (для лучшего восприятия я раздвинул элементы по вертикали).
рис. 78
Ручку второй двери моделировать значительно проще. Достаточно скопировать ее внутреннюю часть, уточнить положение в пространстве и потом на фронтальном виде вырезать отверстие в задней двери точно по контуру ручки (естественно потом сделать толщину). Все, что мы только что проделали можно увидеть на рис. 79.
рис. 79
Когда речь идет о детализированном моделировании автомобиля, то многие мелкие детали, представленные в низкополигональной модели текстурами, приходится моделировать дополнительно. Далее мы сделаем противотуманки, корпуса и детали фар, поворотников, молдинги и т.д.
Для построения противотуманной фары, нам предварительно понадобиться смоделировать посадочное место. Для этого выделите элемент решетки переднего бампера и, спрятав все остальное, разрежьте плоскость так, как показано на рис. 80. Затем, выделив внутренние полигоны, сделайте Extrude с величиной -100 (рис. 81).
рис. 80
рис. 81
После этого выделите наружные грани и сделайте фаску (мы уже не раз проделывали эту операцию, поэтому не стану повторяться). На рис. 82 то, как это получилось у меня. Саму фару построим из сферы радиусом 40 и количеством сегментов 19. После этого сферу можно сконвертировать в Editable Poly. На уровне полигонов выделяем левую сторону сферы и сжимаем ее по оси Х, как показано на рис. 83.
рис. 82
рис. 83
Сняв выделение с внешнего ряда полигонов, так, чтобы остались только те, которые в дальнейшем будут образовывать стекло, применяем Bevel, размером -1.5 и высотой -1 (рис. 84) и выделим его в отдельный объект. Увеличив количество разбиений полигонов для обводки, получим окончательную форму противотуманки (рис. 85).
рис. 84
рис. 85
Переходим к моделированию фар. Чтобы не повторять сделанную работу, мы просто скопируем и подгоним по размеру противотуманку (рис. 86, 87).
рис. 86
рис. 87
Я слабо представляю как устроен блок фары в BMW, но думаю, что как минимум он должен иметь еще и корпус. Смоделируем самую примитивную форму, которая могла бы быть корпусом фары и на этом с ней закончим (рис. 88).
рис. 88
Вдоль боковых сторон автомобиля проходят отделочные элементы. Для их построения понадобиться создать дополнительные ребра. Сделаем разрез через две двери с заходом на переднее крыло (рис. 89).
рис. 89
Далее делаем все то же, что мы неоднократно проделывали: т.е. выделяем полигоны, образующие отделку и выделяем их в отдельные элементы (два на дверях и один на крыле), после чего делаем им толщину с применением фаски. Выглядеть все должно так, как на рис.90.
рис. 90
Дуги на крыше автомобиля можно и не моделировать, но если вы хотите это сделать, то буквально пару слов. Пожалуй, самым простым способом будет построение их из бокса. Бокс должен иметь 10 сегментов по длине, для того, чтобы сделать закругления на краях и небольшой изгиб по длине. Методом экструдирования полигонов строятся опоры. Там где необходимо строится фаска для придания формы. Короче, вот, что у меня получилось (рис.91):
рис. 91
Дополнительно нужно смоделировать заднюю и передние щетки, номерные знаки, поворотники, эмблемы и большую часть внутреннего наполнения машины. Все это необходимо для того, чтобы автомобиль имел законченный вид. Но это все выходит за рамки нашего урока. Если вы прошли все вышеописанные стадии моделирования, то для вас не должно составить труда это сделать самостоятельно. Еще лишь немного расскажу о методике моделирования колеса.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЕСА.
Моделирование колеса логично начинать с диска. Делать его можно разными способами, но раз уж мы моделируем полигонами, то ничто нам не мешает сделать и диск этим способом. Прежде чем приступить к моделированию, нужно иметь представление о том, что мы должны получить. Форму будущей модели я подсмотрел в рекламном проспекте (рис. 92).
рис. 92
рис. 93
Начнем с того, что спрячем со сцены все объекты, кроме Студии. Далее на фронтальном виде построим примитив Tube с внешним радиусом 220, внутренним 196, количеством сторон 20 (по 4 на группу спиц) и количеством сегментов по высоте 5 (рис. 93). После того, как мы построили начальную геометрию, Студию можно тоже спрятать. Кроме того, для удобства дальнейшей работы я бы рекомендовал передвинуть объект в начало координат. После этого конвертируем наш объект в Editable Poly. Выделяем внутренние ряды вершин и немного сдвигаем их к краям (рис. 94), затем выделяем внутренние полигоны и делаем Extrude на величину 20, используя тип выдавливания Local Normal (рис.95).
рис. 94
рис. 95
Далее сделаем углубление по внешнему периметру диска (операция скорее номинальная, т.к. после того как на диск "оденется" шина его не будет видно) (рис. 96). Следующим шагом будет построение фаски на гранях диска - две с величиной поменьше и одну больше, чтобы получить закругление на краю диска. Как это делается вы уже знаете (рис.97).
рис. 96
рис. 97
На этом все операции с полной геометрией можно считать законченными. Сейчас выделите полигоны правой стороны диска и удалите их (после этого останется только половина круга). Теперь приступим к моделированию спиц. Если присмотреться к форме диска (рис. 92), то можно заметить, что в ней много симметричных деталей, поэтому моделировать нужно только ту часть, которая в дальнейшем будет копироваться. Таким образом, начнем строить только одну спицу. Для этого разрежем верхний полигон, как показано на рис. 98 и сделаем Bevel вновь созданному фронтальному полигону (рис. 99).
рис. 98
рис. 99
Затем продолжаем выдавливание полигонов вниз (рис. 100)
рис. 100
Делаем еще два выдавливания полигонов вниз и два нижних правых полигона вправо до 0 по оси Х (если помните, модель должна находиться в центре координат). На рис. 101-102 показан фронтальный вид и вид в 3/4 -ти, а на рис. 103 после применения модификатора Symmetry.
рис. 101-102
рис. 103
Обратите внимание, на то, что я удалил торцевые полигоны - это нужно для того, чтобы корректно соединить соседние спицы. И если вы все сделали правильно, то можете "прибить" стек, т.е. сконвертировать объект в Editable Poly. Далее поработаем с отверстием для крепежа (рис. 104, 105). Здесь все сделано путем разрезания полигонов и подгонки вершин. По периметру отверстия, фаска.
рис. 104
рис. 105
Пришло время еще раз размножить, сделанный нами элемент. Но прежде нужно удалить лишние полигоны по периметру диска, оставив лишь 4 из них для дальнейшей трансформации (рис. 106). После этого можно применить Array с параметром Rotate по оси Z на 360 градусов и числом инстанс копий 5 (рис. 107).
рис. 106
рис. 107
Теперь, когда у нас есть пять пар спиц, можно "подогнать" вершины соседних элементов для последующего их соединения. Так как объекты у нас инстанс, то работаем только с одним, остальные наследуют его свойства. В итоге должно получится нечто похожее на рис. 108. После того, как выставили положение вершин, нужно объединить отдельные элементы. Для этого выделяем диск целиком и на панели Utilites жмем кнопочку Collapse. Останется еще соединить вершины, для чего выделяем все вершины и жмем Weld с величиной от 0.1 до 0.9 (больше нельзя, т.к. "сварятся" вершины фасок). И, наконец, после заполнения середины и применения NURMS сглаживания получим окончательный вариант диска (рис. 109).
рис. 108
рис. 109
Способ моделирования покрышки я подсмотрел на сайте http://www.suurland.com/, поэтому расскажу лишь в общих чертах. Принцип его состоит в том, что строится один элемент, затем он размножается и заворачивается в кольцо. Для начала моделирования я использовал плоскость, разрезанную на сегменты, которая будет являться половинкой сегмента покрышки (рис. 110). После этого выделяем те полигоны, которые будут составлять протектор и экструдируем их вверх (рис.111).
рис. 110
рис. 111
Далее уточняется положение вершин и после этого делается зеркальная копия элемента (рис.112).
рис. 112
После этого два элемента объединяются в один, а верщины в середине свариваются (рис.113).
рис. 113
Полученный таким образом сегмент покрышки нужно размножить, используя Array с количеством копий 50-60. Сдвиг при этом должен быть таким, чтобы соседние элементы вплотную подходили друг к другу (рис.114).
рис. 114
Сейчас нужно выделить все объекты и сделать Collaps, после чего снова объединить все вершины, для того, чтобы получился цельный объект. Только после этого применяем модификатор Bend с радиусом изгиба 360 градусов. В результате получим кольцо, в котором снова нужно сварить вершины двух концов (рис.115).
рис. 115
Далее немного вытягиваем боковые грани, чтобы придать покрышке высоту, после чего сажаем ее на диск. Что в итоге получилось вы можете увидеть на рис.116.
рис. 116
Вот мы и подошли к концу нашего урока. Все, о чем я попытался рассказать выше - это только часть информации, которую нужно знать для того, чтобы моделировать автомобили (и не только) с высокой степенью реалистичности. Кроме того, это огромный труд, который нужно проделать на пути к финальному рендеру.
Для информации. В процессе моделирования BMW для урока, я создал 175 файлов геометрии (общим объемом 247 Mb) и 36 файлов текстурных карт (общим объемом 104 Mb, не включая файлы урока), при том, что я не закончил полностью текстурирование и далек еще от рендера окончательных вариантов. Но вот промежуточный вариант рендера я представляю вашему вниманию на рис.117.
Мы рады что вы посетили наш сайт и его раздел: Авто и мото- техника. Мы надеемся, что наш ресурс окажется вам полезен, а раздел Авто и мото- техника станет вашим любимым. Здесь собраны различные мастер классы по рукоделию и изготовлению полезных вещей своими руками, многочисленные советы: советы по дому, по лечению, по уходу за домашним инвентарем. Мастер классы по вышивке, вязанию, мастер классы по изготовлению игрушек окажутся хорошим подспорьем для вас! Советы на все случаи жизни – советы по консервации, советы по кулинарии, полезные советы по уборке, автомобилям. Мастер классы по изготовлению полезных самоделок помогут вам начать собственное дело в жизни.